В 2025 году российские торговые центры столкнутся с кардинальными изменениями. По прогнозам экспертов, часть из них закроется, а оставшиеся будут адаптироваться к новым требованиям потребителей. Главный акцент будет сделан на превращение ТЦ в многофункциональные развлекательные комплексы, где магазины займут лишь половину пространства, а остальная часть займется развлечениями, ресторанами и даже спортивными зонами.
Основные факторы изменений
На рынок ТЦ влияют несколько ключевых факторов:
- Увеличение популярности онлайн-торговли: Маркетплейсы продолжают набирать популярность, и до 50% покупателей отказываются от походов в магазины в пользу интернет-покупок.
- Снижение числа fashion-ритейлеров: К примеру, в Москве с апреля по июнь 2025 года закрылось 29 магазинов одежды, что на 10 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Закрытия магазинов одежды составляют уже 38% от всех закрытий.
Новый формат торговых центров
По словам Булата Шакирова, президента Союза торговых центров, будущее ТЦ — это концепция 50/50:
- 50% отведено для магазинов различных профилей: одежды, товаров для дома и ювелирных изделий.
- 50% — развлекательная зона: рестораны, кинотеатры, бассейны и даже детские клубы.
Современные торговые центры уже предлагают такие новшества, как термальные комплексы и обновлённые фудкорты, превращая шопинг в полноценный досуг.
Закрытие неэффективных торговых центров
По оценкам аналитиков, примерно 10% торговых центров в России не способны адаптироваться к новым условиям, и скорее всего, они закроются в ближайшие годы. В итоге на рынке останутся наиболее успешные и гибкие ТЦ, которые предложат клиентам нечто большее, чем просто возможность совершать покупки.
Торговые центры изменяются, стремясь предложить клиентам новые форматы, которые способны заинтересовать и привлечь посетителей, превращая шопинг в захватывающее приключение.