А у нас тут морская держава под носом растет.
Норвегия реализует наиболее амбициозную программу усиления королевских ВМС за всю историю с момента прекращения холодной войны.
В период 2030–2035 гг. норвежский военный флот получит 6 ПЛ Type 212CD (4 по контракту 2021 года + 2 новые).
Это самые малошумные неатомные ПЛ в мире (уровень шума ~ шум моря в состоянии Sea State 1 даже на AIP). Водородные топливные элементы дают 3–4 недели скрытного хода без всплытия.
Вооружение:
- 8 ТА 533 мм,
- до 24 торпед DM2A4 Seehecht / перспективно Sub-Harpoon или Naval Strike Missile (версия подводного старта в разработке),
- возможно, германскую IDAS (Interactive Defense and Attack System for Submarines), разработана Diehl Defense и Howaldtswerke-Deutsche для ПВО лодок.
Мореходность — полная, ледовый класс позволяет работать под кромкой льда до 30–40 м. Боеспособность в Норвежском/Баренцевом морях — самая высокая среди всех неатомных ПЛ.
Минимум 5 фрегатов Type 26 (контракт 2025, поставки ~2032–2040).
Type 26 — специализированный ASW-фрегат океанской зоны.
Вооружение:
- 48–64 ячеек Mk 41 VLS (Sea Ceptor, возможно Tomahawk / LRASM в будущем),
127-мм АУ,
- 2–3 вертолёта Merlin/Wildcat с торпедами Sting Ray и сонарами,
- буксируемая ГАС CAPTAS-4.
Мореходность арктическая (ледовый класс 1C), автономность>7000 миль.
Текущие 4 фрегата Fridtjof Nansen (Aegis + NSM) сохраняются до середины 2030-х, таким образом на пике (2035) Норвегия будет иметь 9 современных океанских фрегатов + 6 ПЛ + 6 корветов Skjold.
Еще Норвегия покупает за 19 млрд NOK армейский комплекс дальностью до 500+ км (вероятнее всего Typhon MRC с PrSM Increment 2/3 или Tomahawk Blk V).
С наземных позиций в Финнмарке/Тромсе это расширяет радиус поражения на всю Кольскую военно-морскую базу (Североморск, Полярный, Гаджиево, Западная Лица) и подходы к Архангельску.
При наличии таких сил военного флота Норвегия способна достичь полного контроля/блокады Медвежьего прохода и подходов к Кольскому полуострову. Медвежий проход - пролив 200–250 миль шириной между Шпицбергеном и Медвежьим.
С 6 ПЛ 212CD Норвегия сможет держать постоянно 2–3 ПЛ в районе (коэффициент оперативного напряжения ~0,4–0,45 при норвежских условиях). При поддержке фрегатов Type 26, норвежских P-8 Poseidon и английских фрегатов/ПЛА это обеспечивает практически непрерывное акустическое поле и возможность многослойного перехвата любой ПЛ, идущей в Атлантику. Полная блокада в мирное время = 95–98 % вероятность обнаружения транзита российских АПЛ. В военное время — возможность физического недопуска в Норвежское море при приемлемом риске.
На подходах к Мурманску/Североморску (Баренцево море восточнее 35° в.д.), то есть уже в зоне российского доминирования (береговые «Бастионы», авиация, свои ПЛ) норвежские силы смогут вести разведку и даже планировать спорадические удары, но постоянный контроль невозможен без входа в зону поражения российских средств ПВО/ПЛО. Норвежские армейские ракетные комплексы 500+ км создают угрозу базированию, но не морскую блокаду.
Уже через 5 лет Норвегия в одиночку (а с англичанами — тем более) будет способна резко ограничить возможность выхода кораблей Северного флота РФ в Атлантику через Норвежское море и сделать крайне рискованным любой транзит через Медвежий проход.
Это максимальный уровень морского контроля, достижимый неядерной державой в арктических условиях.







































