Швеция и Украина подписали письмо о намерениях, открывающее путь к продаже шведских истребителей Gripen E Киеву, речь идет о 100-150 самолетах, заявил премьер-министр королевства Ульф Кристерссон на совместной пресс-конференции с Зеленским.
Часть вторая. Кристерссон:
Сегодня мы продолжаем работать со Швецией, Украиной и другими партнёрами над созданием механизмов долгосрочного финансирования оборонных возможностей Украины. Мы все согласны с тем, что сильная Украина с мощной обороной — это лучший долгосрочный путь к защите не только Украины, но и всей Европы.Особое значение имеет защита воздушного пространства. Уже завтра на заседании Европейского совета вновь будет обсуждаться вопрос использования замороженных российских активов — в том числе для досрочного финансирования восстановления Украины и укрепления её обороны. Это принципиально важно, и именно поэтому мы подписываем это соглашение сегодня.
Швеция имеет гордую историю в области авиации. Мы — мировые лидеры в производстве истребителей. Самолёты предыдущих поколений — J-22, J-35 — стали основой уникального опыта и технологий, которыми мы владеем. Немногие страны — даже члены НАТО — располагают такими возможностями. Новый самолёт, который вы видите позади нас, — это не просто предмет национальной гордости для Швеции и Линчёпинга. Это часть нашей истории, которая помогает укрепить безопасность Швеции, Украины и всей Европы.
Сегодня, подписав письмо о намерениях, мы делаем ещё один важный шаг. Этот документ создаёт предпосылки для крупного экспортного соглашения по истребителям Gripen между нашими странами. Если нам удастся реализовать этот проект, он укрепит безопасность в нашем регионе и повысит обороноспособность как Украины, так и Швеции.
Мы прекрасно понимаем, что впереди долгий путь, но начиная с сегодняшнего дня, мы полностью нацелены изучить все возможности для того, чтобы в будущем предоставить Украине значительное количество истребителей Gripen.
Очевидно, если вы хотите получить большое соглашение по Gripen с Украиной — на более чем 100 самолётов, — то, конечно, возникает очевидный вопрос о финансировании. В этом нет сомнений, и нужно говорить об этом прозрачно. Но я думаю, что сейчас есть определённый импульс. Не делайте слишком большой упор на активы, но это важная вещь.