Одной из первых вышла на работу 69-летняя пенсионерка Зинаида Петровна Митрика. Чего дома сидеть? В подвале насиделась! Зинаида Петровна очень довольна, что у неё есть занятие. Работает в прачечной, обстирывая весь город. У неё своё хозяйство — стиральные машины, к каждой подсоединён куб с водой, на случай перебоев.
- Мы после подвалов будто снова народились! - восклицает она. - И вода есть, и свет. Я говорю: Господи, спасибо, что дал выжить в этом аду! Дом и квартира были разбиты. Муж умер ещё в 2013-м. А я вытерпела, выжила. В подвале сидела. Знаете, как всё летало?! Окна вылетели, забор и ворота. В январе крышу дома взрывом снесло. А сейчас я живу хорошо. Как королева! У меня дома духовка! О, вы знаете, что такое духовка?! И пирожки испечёшь, и всё что хочешь!
На самом деле, квартира у Зинаиды Петровны временная. И живёт она «с подселением», делит «трешку» с другой женщиной. Но рада, что жизнь налаживается.
Для авдеевских стариков услуги прачечной бесплатные. Сушки нет, влажное бельё развешивают в квартирах или во дворах — никто не украдёт. Коммуналка пока бесплатная. Пенсию выдают, привозят гуманитарную еду и воду. Прожить можно, не выходя на работу.
- Но нужно работать, пока есть силы, - уверена Зинаида Петровна. - Меня называют «баба Зина», а какая я «баба»? Я ещё многое могу.
Зинаида Петровна зовёт посмотреть её квартиру. Но сначала мы должны забрать её подругу, которая приехала погостить.
65-летнюю Ларису Николаевну застаём на лавочке у недавно восстановленного дома. В Авдеевке её называли «женщиной с попугаем». Она пряталась в подвале под универмагом, когда шли бои. У неё были с собой два попугайчика. Самочка не выдержала подвальной темноты, погибла. Самец выжил.
- Нас тогда в подвале было 56 человек, — рассказывает Лариса Николаевна. — В 2023 году приходили украинцы, ругали нас, пугали, что вас тут расстреляют, замёрзнете. Не было же отопления. К февралю 2024-го нас осталось всего 14 человек в подвале универмага. Днём и ночью собирали воду…
Когда украинские националисты покидали Авдеевку, просто так - из злости - расстреляли из танка этот дом. Для части прятавшихся там мирных жителей подвал превратился в братскую могилу. А Лариса Николаевна со своим попугайчиком выжила. Пока снимает жильё в Донецке и навещает подругу.